Информация об итоговом сочинении (изложении) - 2018:
Календарь сдачи итогового сочинения (изложения) 2018-2019 учебный год (ПРОЕКТ)
Даты проведения итогового сочинения: 5 декабря 2018 года, 6 февраля 2019 года и 8 мая 2019 года.
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2018/19 учебного года.
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
1. «Отцы и дети», 2. «Мечта и реальность», 3. «Месть и великодушие», 4. «Искусство и ремесло», 5. «Доброта и жестокость».
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования: 1. «Соответствие теме». Относится к содержанию работы. Автор должен найти способ раскрытия темы: ответить на вопрос, сформулированный в заголовке, или выразить собственное мнение по теме. «Незачет» ставится, если работа не отвечает теме или экзаменатору непонятна идея сочинения; 2. «Аргументация». Проверяется способность школьника обосновать свою позицию, используя примеры из литературы: художественных произведений, биографий, публицистики. Для получения «зачета» ученик должен рассмотреть минимум одну книгу зарубежного или русского автора с привязкой к теме сочинения. Автор может рассуждать об отдельном аспекте произведения (мотиве, событии или персонаже) или о книге в целом. «Незачет» ставится, если школьник не использует примеры из литературы, упоминает название книги, но не анализирует содержание, перекручивает идею или сюжет произведения; 3. «Композиция и логика рассуждения». Оценивается умение школьника излагать мысли четко и последовательно. Важно, чтобы каждое утверждение подтверждал аргумент. «Незачет» получают работы с ошибками в логике изложения или вообще без аргументации; 4. «Качество речи». Относится к речевому оформлению работы: богатству словарного запаса и разнообразию синтаксических конструкций в сочинении, правильному использованию терминов, отсутствию клише. «Незачет» ставится, если речевые ошибки не дают понять содержание текста; 5. «Грамотность». Оценивается владение нормами орфографии, грамматики и пунктуации. Если автор допускает больше 5 ошибок любого вида на 100 слов (около 15 на всю работу), он получает «незачет».
Критерии 1 и 2, «Соответствие теме» и «Аргументация», – главные. Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение. То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным. Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Отцы и дети».
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. «Мечта и реальность».
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. «Месть и великодушие».
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. «Искусство и ремесло».
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. «Доброта и жестокость».
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Время написания – 3 часа 55 минут.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)